Полезные советы |
Во сколько дети начинают говоритьВопросом овладения речью детьми задаются все родители. Каждой маме интересно знать, во сколько дети начинают говорить, чтобы сравнить успехи своего ребенка с его сверстниками. Прежде всего, необходимо понимать, что каждый ребенок индивидуален, и говорить о каких-то определенных и четких временных рамках не возможно. Тем не менее, уже примерно к двум годам в арсенале каждого ребенка находятся активные слова, которыми малыш вовсю пользуется. То есть можно утверждать, что начиная с двухлетнего возраста, дети начинают говорить. Причем начало этого этапа было таким внезапным. Казалось, что еще месяц назад ребенок был молчуном, который не произносил ни слова, а уже сегодня он с радостью лепечет и задает элементарные вопросы. Такое внезапное овладение речью связано с тем, что полуторагодовалый ребенок осознает в какой-то момент, что все предметы имеют свое название, которые знают взрослые. Любопытство берет верх, и ребенок, желая узнать названия всего, что ему попадается на пути, часто задает вопрос родителям: «Что это?».
Определить точную дату того, во сколько дети начинают говорить, и когда у них появляются первые слова невозможно. Ведь дети различаются между собой и по срокам появления первых слов и по объемам активного словаря, которым они регулярно пользуются. К примеру, один ребенок уже в возрасте 10-11 месяцев может активно использовать 10-15 слов, в то время как некоторые детки двух с половиной лет упорно молчат при нормальном физиологическом и психическом развитии.
Исследования психологов и логопедов также показывают, что невозможно точно определить, во сколько дети начинают говорить. В одном эксперименте психолог тестировал детей, чтобы определить минимальный и максимальный словарь для каждой возрастной группы. Оказалось, что между этими данными огромные различия. Так минимальный словарный запас ребенка в год и три месяца всего четыре слова, в то время как максимальный – более 230 слов. Исследования проводились с учетом того, что среди опрошенных детей не было вундеркиндов или детей, отстающих в развитии. Каждый ребенок находился в условиях нормального развития.
В связи с этим следует полагать, что сроки овладения речью для каждого ребенка индивидуальны и отчасти зависят от индивидуальных особенностей отдельного ребенка, от условий его воспитания, от условий жизни. Определяя, на каком уровне находится речь у вашего ребенка, необходимо учитывать, что развитие речи происходит в двух основных направлениях: пассивном и активном. Причем пассивная речь всегда более развита, нежели активная. Уже в возрасте семи-восьми месяцев ребенок понимает и различает многие слова. Мама легко может играть с ним в игры, в которых необходимо находить предметы. Мама спрашивает ребенка: «Где машинка?», ребенок ищет глазами по комнате любимую игрушку и показывает на нее. «Покажи, где собачка?» - и малыш с легкостью указывает ручкой на домашнего питомца. Благодаря таким играм развивается понимание и различие отдельных слов. Начиная с девятого месяца жизни ребенок может связывать слова не только с предметами и вещами, но и со своими движения. Именно поэтому дети этого возраста так любят игру «Ладушки». Мама только говорит: «Давай поиграем в «Ладушки», а ребенок начинает сразу же хлопать в ладошки. Либо же вы говорите малышу: «Пока!», а он машет ручкой.
Не стоит сильно переживать, если ваш двухлетний ребенок не разговаривает. Если ребенок понимает обращенную к нему речь, слушает сказки и стихи, с удовольствием и интересом слушает разговоры взрослых, узнает название предметов и вещей – с вашим малышом все в порядке. Его речевое развитие происходит нормально и со временем он обязательно заговорит. Но вот, когда это случится, зависит от условий жизни ребенка, которые вы ему создадите.
|