Полезные советы |
Развитие памяти у дошкольникаОсобенности памяти ребенка
Скоро ваш ребенок поменяет свой статус, и из маминого малыша он превратится в первоклассника, которому теперь предстоит многое узнавать, запоминать и помнить. Готов ли ваш ребенок к школе? Довольны ли вы тем, как он запоминает новую информацию, и насколько точно он ее воспроизводит со временем?
Нельзя все человеческие способности списывать на природу. Очень многого можно добиться путем тренировок. И память поддается тренировкам тоже. Просто одна информация запоминается ребенком легко и держится в его памяти довольно долго, а другая, например, стих к празднику, никак не запоминается. В этих случаях срабатывает произвольная и непроизвольная память.
Непроизвольное запоминание не требует от ребенка каких-либо усилий, что-нибудь интересное и захватывающее запоминается легко и надолго. Произвольное запоминание требует сознательного усилия от ребенка. У детей до пяти лет преобладает непроизвольная память, так как они еще не владеют приемами запоминания. Этот процесс у них происходит механически, т.е. они зазубривают материал без участия мышления. Именно поэтому в этом возрасте хорошо изучать иностранные языки, где до 70% информации нужно зазубривать, а не понимать.
Игры с ребенком для развития различных видов памяти
Детям с низким уровнем развития памяти нужно регулярно выполнять специальные упражнения в игровой форме. Образная форма помогает трансформировать информацию в память. Для игры с ребенком запаситесь большим количеством тематических картинок. Темы подберите самые разные: овощи, мебель, животные, птицы и т.д. Ребенок выбирает любую картинку, а вы за 20 вопросов должны догадаться, что он выбрал. Вопросы формулируйте так, чтобы ответ на них был «да» или «нет». Затем поменяйтесь с ребенком местами.
Чтобы информация долго сохранялась в памяти ребенка, развивайте в нем умение находить в запоминаемых предметах черты сходства и различия. Ребенку легче запомнить материал, если он научится упорядочивать новую информацию. Для развития этого процесса можно использовать пазлы или разрезные картинки, сделанные самостоятельно. Одна картинка должна быть целая, а другую разрежьте по линиям. В качестве картинки используйте открытки, картинки или иллюстрации к сказкам. Покажите ребенку образец, затем уберите его, а ребенок должен попытаться собрать картинку по памяти.
Если в первый раз ему будет сложно выполнить это задание, то пусть он собирает разрезную картинку, глядя на образец. Для развития смысловой памяти нужно положить на стол с десяток картинок. Медленно произносите слова, которые ребенку нужно запомнить, а он к каждому слову подбирает картинку, которая помогла бы ему запомнить это слово. Например, вы произносите слово «зоопарк», а ребенок находит картинку с изображением жирафа, на слово «еда», он выбирает картинку с изображением тарелки.
Для успешного развития ребенка важно развивать тактильную память, т.е. способность запоминать ощущения от прикосновений к различным предметам. Замечено, что дети с хорошо развитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении. Для тренировки тактильного восприятия поиграйте с ребенком в такую игру. Завяжите ему глаза и поочередно кладите в руки ребенка различные предметы (до десяти штук). Ребенок сам должен назвать их, после окончания игры он снова называет отгаданные предметы в той последовательности, в которой их вкладывали в руку.
Полезная пища для развития памяти
В рационе вашего ребенка должны преобладать продукты из цельного зерна, орехи, морская рыба, сыры, бобовые, гречневая крупа, овощи и фрукты. Кормите ребенка строго по часам, это необходимо для поддержания стабильного уровня сахара в крови. В пищу добавляйте растительные масла: оливковое, арахисовое, кукурузное. Не забывайте о пищевых добавках в виде витаминно-минеральных препаратов и рыбьего жира.
|